УСЫНОВИЛИ.РУ

Организация развивающей среды

Автор - коррекционный психолог Неупокоева О.С. 

Часто родители и специалисты, планируя занятия с ребенком, уделяют большее внимания обучению ребенка чтению, счету, запоминанию цветов, времен года, геометрических форм и пр. И это понятно, именно по уровню этих знаний ребенка будут оценивать на комиссиях, при поступлении в школу, да и просто окружающие взрослые. Но стоит помнить, что это только одна из сфер, на которые должна быть направлена комплексная работа по выравниванию мозаики в развитии ребенка.

Комплекс занятий должен включать упражнения, работающие на обогащение каждой сферы развития:

  1. Социальная сфера

Независимо от возраста, в котором ребенок пришел в семью, необходимо пройти с ним путь социализации с нуля. Сначала идентифицировать себя со своим телом – определить его принадлежность (Машина рука – моя рука), изучить части тела, их функции. Здесь необходима работа по анализу сенсорных ощущений, сигналов, которые подает тело. Дальше ребенку необходимо идентифицировать себя с семьей, определить и отыграть свою роль: сын, брат, внук. Ребенку необходимо сначала отождествить себя с семьей, набрать арсенал способов взаимодействия с близкими и безопасными людьми в различных ситуациях. Наличие такого багажа поможет ему в выстраивании дальнейших отношений как с ровесниками, так и со взрослыми, окружающими его в повседневности.

  1. Познавательная сфера

После того, как мы проведем диагностику и увидим картинку мозаичного развития ребенка, мы сможем определить, над развитием каких именно психических функций необходимо работать.

В этот блок могут войти упражнения на развитие мышления, восприятия (всех каналов), разных видов памяти, внимания. Плюс к этому, работа по формированию представлений об окружающем мире.

Материал важно объяснять не по картинкам, а на простых бытовых предметах и ситуациях. Например, исключать и выделять общий признак не только по пособию «4-й лишний», но и среди предметов, находящихся на обеденном столе или разглядывая машины на парковке под окном.

  1. Эмоционально-волевая сфера

Существует большое количество программ, обучающих ребенка определять и называть свое эмоциональное состояние и состояние другого человека. Но в работе с детьми, имеющими опыт потери кровных родителей, необходимо больший акцент делать не на обучении по дидактическим материалам, а активно использовать «живой» материал. Лучше, если каждую эмоцию мы будем обыгрывать, изображать лицом, телом, искать примеры ярких эмоциональных реакций в мультфильмах, фильмах, во дворе, дома. Кроме этого, необходимо не только называть свое состояние и состояние ребенка в данной конкретной ситуации, но еще и описывать телесные ощущения, определять причины такого нашего состояния. Для того, чтобы научить ребенка понимать себя и других, нужно работать с эмоциями, как на занятиях, так и постоянно обращать его внимание на анализ своего состояния в бытовых ситуациях дома, на прогулке, в школе.

  1. Физическая сфера

Для работы с телом ребенка и формирования структуры волевого действия мы используем не только традиционные методы: бассейн, лечебно-физическая культура, упражнения для развития мелкой и крупной моторики, но и занятия в русле сенсорно-интегративного подхода. Это метод, основанный на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка (Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»). В генах человека заложен базовый уровень интеграции. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, они все равно развивают ее дальше, по-разному взаимодействуя с окружающим миром.  Дети, растущие в обедненной среде интернатного учреждения, как правило, не имеют достаточных возможностей для полноценного развития сенсорной интеграции. Часто, нарушения обработки сенсорной информации, сформировавшиеся по этой причине, являются причиной школьной неуспеваемости, сложностей в поведении ребенка.

  1. Творческая сфера

Способствовать развитию творческой активности ребенка можно как на отдельных занятиях (студия живописи, кружок лепки и т.д.), так и включая небольшие 10-15 минутные упражнения в цикл занятий, направленных на развитие других сфер. Важно, чтобы ребенок на занятиях, связанных с творчеством, учился интересоваться, вдохновляться, «гореть» своей идеей у педагога. Ведь именно совместно со взрослым и на его примере у ребенка формируется познавательная активность.

Создавая развивающую среду для ребенка, необходимо планировать занятие так, чтобы оно включало в себя упражнения, работающие на каждую сферу развития ребенка. Даже, если, на наш взгляд, в какой-то из сфер он вполне благополучен. Ведь, выполняя с ребенком упражнение, которое ему по силам, мы поддержим его успешность, что поможет ему не опустить руки при выполнении сложных заданий.

Используя комплексный подход в работе с детьми, пережившими травму потери кровных родителей, мы смещаем акцент с интеллектуализации ребенка на другие сферы его развития, которые являются не менее важными, но часто упускаются, т.к. общество ставит жесткие планки, по которым определяется соответствие/несоответствие возрастным нормам только по уровню знаний. Но мы часто забываем, что можем предъявлять требования к интеллектуальной сфере только после того, как укрепим все остальные сферы развития ребенка!