Причины мозаичного развития ребенка, пережившего травму потери кровных родителей
Автор - коррекционный психолог Неупокоева О.С.
Анализируя результаты диагностики ребенка, необходимо в первую очередь представлять, что могло стать причиной неравномерного развития его психических функций. Для этого необходимо собрать информацию о раннем детстве ребенка.
Говоря о причинах мозаичного развития, можно перечислить много различных факторов, но мы приведем здесь лишь несколько из тех, которые имеют наиболее тяжелые последствия и чаще всего встречаются в анамнезе развития ребенка.
- Если ребенок был оставлен матерью сразу после рождения. В данном случае возникает материнская депривация. Происходит обеднение эмоциональной сферы, поскольку нет человека, который бы радовался и грустил вместе с ребенком, реагировал на его реакции. Ребенок не учится распознавать эмоции и сообщать о своем состоянии. Возникает синдром госпитализма, который формируется вследствие дефицита общения. Как правило, нарушается гармоничное развитие высшей нервной деятельности. В дополнение к этому, не формируется цепочка: потребность – сообщение (крик) – удовлетворение потребности. Таким образом, ребенок не учится распознавать свои потребности и адекватно их удовлетворять. Ребенок, испытавший материнскую депривацию, скорее всего, будет иметь трудности в эмоционально-волевой сфере. Ему будет сложно понимать состояние другого человека и выражать свои эмоции, соответственно ситуации.
- Если раннее детство ребенка прошло в учреждении, где его крайне редко брали на руки, ласкали, прижимали к себе. Если ему не шептали на ухо нежные слова и не пели колыбельные, если он не слышал различных звуков окружающего мира, а находился в ограниченном пространстве одного помещения. Если никто не носил его на руках, не подбрасывал, в общем, не менял его положение в пространстве, то про таких детей говорят, что они сенсорно-депривированы. В данном случае у ребенка «отупляется» восприятие сигналов разных органов чувств. Такой ребенок, скорее всего, не будет уметь распознавать ощущения, анализировать их и тем более называть. Он будет плохо ощущать границы собственного тела. Про такого человека говорят: «Он собирает все углы». У них затруднено пространственное восприятие, снижен уровень слуховой памяти и внимания. Когда такой ребенок будет голоден, замерзнет или, например, натрет мозоль, он будет испытывать дискомфорт, но не всегда сможет проанализировать ощущение и адекватно отреагировать на сигнал организма. Чаще всего, не имея способности определить, что именно не так, ребенок выдает эмоциональную реакцию: вспышка гнева, слезы, раздражение.
- Если у ребенка не сформировалось базовое доверие к миру, то ему будет сложно выстраивать отношения на следующих этапах развития. У него не будет базы для активного познания окружающего мира. Также, скорее всего, будет затруднено формирование познавательной активности. Отчасти этим можно обьяснить вопрос замещающих родителей: «Почему ребенок ничем не интересуется?».
- Если у ребенка был опыт переживания горя, то в период горевания на первый план выходит эмоциональная сфера, все силы организма направлены на поддержание жизнедеятельности. Соответственно, аффект подавляет интеллект. И до тех пор, пока не спадет интенсивность переживания, развитие психических функций будет подавлено. Ребенок переживает горе, если мама оставила его сразу после рождения в больнице, если его изъяли из кровной семьи, если его перемещают из учреждения в учреждение и т.д. А также часто, как это не странно, ребенок может горевать, придя в замещающую семью. Каким бы радостным ни было это событие для обеих сторон, в тех случаях, когда ребенка не готовили к переходу в семью, когда у ребенка есть крепкая эмоциональная связь с детьми и воспитателем в детском доме, когда, уходя из учреждения, ребенок расстается со своими кровными братьями/сестрами, ребенок тоже переживает горе. Помимо этого, именно в тот момент, когда ребенок переходит в принимающую семью, для него происходит разрыв с кровной семьей, даже в том случае, если он был изъят в раннем детстве и не помнит родителей. Ребенок, как правило, в этот момент подсознательно чувствует себя предателем по отношению к кровной семье. Соответственно, в этой ситуации состояние ребенка будет способствовать превалированию эмоциональной сферы, что негативно повлияет на уровень общего развития.
- Если ребенок имеет генетическое или врожденное соматическое заболевание, то на развитие такого ребенка помимо описанных ранее причин будет влиять то, что все окружающие его взрослые в учреждении занимаются поддержанием его здоровья, а не стимулированием развития. Мир таких детей ограничен кроватью и стенами специализированного интерната. Чаще всего, ребенок по умолчанию получает свой диагноз F 71-73 и записывается в ряды необучаемых. В случае, когда ребенок из такого учреждения, попадает в семью, он может показывать высокую динамику развития. И тогда в дальнейшей работе с ним, мы можем обнаружить мозаичность развития, обусловленную особенностями его раннего детства.
- Если ребенок отказник от рождения или его изъяли из семьи, то у него с большой вероятностью может быть нарушена идентификация. Причина тому, кроме нарушенного восприятия своего тела, то, что ребенку в раннем детстве не рассказывали, кто он. Так, например, в шесть лет ребенок хоть и может сказать девочка он или мальчик, но затрудняется описать признаки, отличающие оба пола. И тем более такой ребенок вряд ли назовет по рисунку членов семьи и расскажет, кем они друг другу приходятся, поскольку у него отсутствует или нарушено представление о семейной системе, связях, взаимоотношениях.
- Если ребенок содержится в учреждении с раннего детства, то он не проживает кризис трех лет. Это происходит по очень простой причине. Для того, чтобы начать простраивать свои границы и отделяться от кого-либо, нужно сначала соединиться, слиться. А такого опыта дети, проживающие в учреждениях, не имеют. Таким образом, у ребенка, не пережившего кризис трех лет, скорее всего не будет сформирован навык определения границ (чужих и своих). И в будущем, при отстаивании своих границ, такие дети проявляют резкость или пассивность. В этом случае, можно говорить о незрелой эмоционально-волевой сфере. При возникновении конфликтов в более старшем возрасте, ребенок, находясь в состоянии эмоционального возбуждения, будет демонстрировать поведение, соответствующее более младшему возрасту.
- Если у ребенка вкупе с мозаичным развитием психических функций обнаруживается задержка речевого развития, э то означает, что у него бедный пассивный и активный словарный запас, большие логопедические проблемы. Имея такие трудности, ребенок уже не сможет продемонстрировать даже те знания, которые есть. Соответственно, с большей вероятностью, он может производить впечатление ребенка с умственной отсталостью.
- Если ребенок подвергался жестокому обращению. В ситуации психологического травмирования затормаживается развитие ребенка, и даже может наблюдаться регресс. Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла - тем большее количество сфер развития ребенка она «заденет» и разрушит. Условно можно выделить следующие 5 сфер:
- физическое развитие и внешность,
- поведение и социальные навыки,
- интеллект и образование,
- эмоции и чувства,
- сексуальное развитие.
Если представить себе развитие, как стену, то возраст ребенка – высота «стены», а «кирпичи» – жизненные события. Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах (М.Капилина «Мозаика развития»).
Это только некоторые причины, которые могут скрываться под «плохой» памятью, неуспехами в школе, неусидчивостью, невнимательностью и пр.
Как же работает этот механизм? Почему теряются части картинки-пазла «условная возрастная норма»?
Например, у ребенка достаточно хорошо сформировано словесно-логическое мышление, но западает наглядно-образное. В этом случае мы можем предположить, что примерно в возрасте четырех-пяти лет в жизни ребенка могли происходить какие-либо события, которые совсем не способствовали его развитию. И тогда этот ребенок, став взрослым, может продолжать испытывать трудности при решении задач, составлении схем, моделей в уме.
А ребенок-отказник в свои десять лет может не определять на ощупь шершавую, твердую, скользкую поверхность предмета, не чувствовать между ними разницы. И не назвать, где он стоит, «за» или «перед» стулом.
Задача в этой ситуации, увидеть в ходе диагностики, как выглядит мозаика развития именно этого ребенка, как развита каждая психическая функция в отдельности. Такой подход поможет не только увидеть процессы, которые «западают», но и те, которые сформированы в достаточной степени. На них можно будет опираться, организуя коррекционно-развивающую работу с ребенком.
А главное, необходимо помнить, что эти высокие вешки все-таки есть! Это очень важно, так как в повседневности немногочисленные плюсы замыливаются, а на поверхности остаются только невыученные уроки и плохое поведение. Так же, важно понимать причины мозаичного развития ребенка. Это поможет перенести вину за имеющиеся трудности, с одной стороны, с ребенка на обстоятельства его жизни, а с другой стороны, с родителя, который может считать себя плохим воспитателем.