УСЫНОВИЛИ.РУ

Причины мозаичного развития ребенка, пережившего травму потери кровных родителей

Автор - коррекционный психолог Неупокоева О.С.

Анализируя результаты диагностики ребенка, необходимо в первую очередь представлять, что могло стать причиной неравномерного развития его психических функций. Для этого необходимо собрать информацию о раннем детстве ребенка.

Говоря о причинах мозаичного развития, можно перечислить много различных факторов, но мы приведем здесь лишь несколько из тех, которые имеют наиболее тяжелые последствия и чаще всего встречаются в анамнезе развития ребенка.

  1. Если ребенок был оставлен матерью сразу после рождения. В данном случае возникает материнская депривация. Происходит обеднение эмоциональной сферы, поскольку нет человека, который бы радовался и грустил вместе с ребенком, реагировал на его реакции. Ребенок не учится распознавать эмоции и сообщать о своем состоянии. Возникает синдром госпитализма, который формируется вследствие дефицита общения. Как правило, нарушается гармоничное развитие высшей нервной деятельности. В дополнение к этому, не формируется цепочка: потребность – сообщение (крик) – удовлетворение потребности. Таким образом, ребенок не учится распознавать свои потребности и адекватно их удовлетворять. Ребенок, испытавший материнскую депривацию, скорее всего, будет иметь трудности в эмоционально-волевой сфере. Ему будет сложно понимать состояние другого человека и выражать свои эмоции, соответственно ситуации.
  2. Если раннее детство ребенка прошло в учреждении, где его крайне редко брали на руки, ласкали, прижимали к себе. Если ему не шептали на ухо нежные слова и не пели колыбельные, если он не слышал различных звуков окружающего мира, а находился в ограниченном пространстве одного помещения. Если никто не носил его на руках, не подбрасывал, в общем, не менял его положение в пространстве, то про таких детей говорят, что они сенсорно-депривированы. В данном случае у ребенка «отупляется» восприятие сигналов разных органов чувств. Такой ребенок, скорее всего, не будет уметь распознавать ощущения, анализировать их и тем более называть. Он будет плохо ощущать границы собственного тела. Про такого человека говорят: «Он собирает все углы». У них затруднено пространственное восприятие, снижен уровень слуховой памяти и внимания. Когда такой ребенок будет голоден, замерзнет или, например, натрет мозоль, он будет испытывать дискомфорт, но не всегда сможет проанализировать ощущение и адекватно отреагировать на сигнал организма. Чаще всего, не имея способности определить, что именно не так, ребенок выдает эмоциональную реакцию: вспышка гнева, слезы, раздражение.
  3. Если у ребенка не сформировалось базовое доверие к миру, то ему будет сложно выстраивать отношения на следующих этапах развития. У него не будет базы для активного познания окружающего мира. Также, скорее всего, будет затруднено формирование познавательной активности. Отчасти этим можно обьяснить вопрос замещающих родителей: «Почему ребенок ничем не интересуется?».
  4. Если у ребенка был опыт переживания горя, то в период горевания на первый план выходит эмоциональная сфера, все силы организма направлены на поддержание жизнедеятельности. Соответственно, аффект подавляет интеллект. И до тех пор, пока не спадет интенсивность переживания, развитие психических функций будет подавлено. Ребенок переживает горе, если мама оставила его сразу после рождения в больнице, если его изъяли из кровной семьи, если его перемещают из учреждения в учреждение и т.д. А также часто, как это не странно, ребенок может горевать, придя в замещающую семью. Каким бы радостным ни было это событие для обеих сторон, в тех случаях, когда ребенка не готовили к переходу в семью, когда у ребенка есть крепкая эмоциональная связь с детьми и воспитателем в детском доме, когда, уходя из учреждения, ребенок расстается со своими кровными братьями/сестрами, ребенок тоже переживает горе. Помимо этого, именно в тот момент, когда ребенок переходит в принимающую семью, для него происходит разрыв с кровной семьей, даже в том случае, если он был изъят в раннем детстве и не помнит родителей. Ребенок, как правило, в этот момент подсознательно чувствует себя предателем по отношению к кровной семье. Соответственно, в этой ситуации состояние ребенка будет способствовать превалированию эмоциональной сферы, что негативно повлияет на уровень общего развития.
  5. Если ребенок имеет генетическое или врожденное соматическое заболевание, то на развитие такого ребенка помимо описанных ранее причин будет влиять то, что все окружающие его взрослые в учреждении занимаются поддержанием его здоровья, а не стимулированием развития. Мир таких детей ограничен кроватью и стенами специализированного интерната. Чаще всего, ребенок по умолчанию получает свой диагноз F 71-73 и записывается в ряды необучаемых. В случае, когда ребенок из такого учреждения, попадает в семью, он может показывать высокую динамику развития. И тогда в дальнейшей работе с ним, мы можем обнаружить мозаичность развития, обусловленную особенностями его раннего детства.
  6. Если ребенок отказник от рождения или его изъяли из семьи, то у него с большой вероятностью может быть нарушена идентификация.  Причина тому, кроме нарушенного восприятия своего тела, то, что ребенку в раннем детстве не рассказывали, кто он. Так, например, в шесть лет ребенок хоть и может сказать девочка он или мальчик, но затрудняется описать признаки, отличающие оба пола. И тем более такой ребенок вряд ли назовет по рисунку членов семьи и расскажет, кем они друг другу приходятся, поскольку у него отсутствует или нарушено представление о семейной системе, связях, взаимоотношениях.
  7. Если ребенок содержится в учреждении с раннего детства, то он не проживает кризис трех лет. Это происходит по очень простой причине. Для того, чтобы начать простраивать свои границы и отделяться от кого-либо, нужно сначала соединиться, слиться. А такого опыта дети, проживающие в учреждениях, не имеют. Таким образом, у ребенка, не пережившего кризис трех лет, скорее всего не будет сформирован навык определения границ (чужих и своих). И в будущем, при отстаивании своих границ, такие дети проявляют резкость или пассивность. В этом случае, можно говорить о незрелой эмоционально-волевой сфере. При возникновении конфликтов в более старшем возрасте, ребенок, находясь в состоянии эмоционального возбуждения, будет демонстрировать поведение, соответствующее более младшему возрасту.
  8. Если у ребенка вкупе с мозаичным развитием психических функций обнаруживается задержка речевого развития, э то означает, что у него бедный пассивный и активный словарный запас, большие логопедические проблемы. Имея такие трудности, ребенок уже не сможет продемонстрировать даже те знания, которые есть. Соответственно, с большей вероятностью, он может производить впечатление ребенка с умственной отсталостью.
  9. Если ребенок подвергался жестокому обращению. В ситуации психологического травмирования затормаживается развитие ребенка, и даже может наблюдаться регресс. Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла - тем большее количество сфер развития ребенка она «заденет» и разрушит. Условно можно выделить следующие 5 сфер:
  • физическое развитие и внешность,
  • поведение и социальные навыки,
  • интеллект и образование,
  • эмоции и чувства,
  • сексуальное развитие.

Если представить себе развитие, как стену, то возраст ребенка – высота «стены», а «кирпичи» – жизненные события.  Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах (М.Капилина «Мозаика развития»).

Это только некоторые причины, которые могут скрываться под «плохой» памятью, неуспехами в школе, неусидчивостью, невнимательностью и пр.

Как же работает этот механизм? Почему теряются части картинки-пазла «условная возрастная норма»?

Например, у ребенка достаточно хорошо сформировано словесно-логическое мышление, но западает наглядно-образное. В этом случае мы можем предположить, что примерно в возрасте четырех-пяти лет в жизни ребенка могли происходить какие-либо события, которые совсем не способствовали его развитию. И тогда этот ребенок, став взрослым, может продолжать испытывать трудности при решении задач, составлении схем, моделей в уме.

А ребенок-отказник в свои десять лет может не определять на ощупь шершавую, твердую, скользкую поверхность предмета, не чувствовать между ними разницы. И не назвать, где он стоит, «за» или «перед» стулом.

Задача в этой ситуации, увидеть в ходе диагностики, как выглядит мозаика развития именно этого ребенка, как развита каждая психическая функция в отдельности. Такой подход поможет не только увидеть процессы, которые «западают», но и те, которые сформированы в достаточной степени. На них можно будет опираться, организуя коррекционно-развивающую работу с ребенком.

А главное, необходимо помнить, что эти высокие вешки все-таки есть! Это очень важно, так как в повседневности немногочисленные плюсы замыливаются, а на поверхности остаются только невыученные уроки и плохое поведение. Так же, важно понимать причины мозаичного развития ребенка. Это поможет перенести вину за имеющиеся трудности, с одной стороны, с ребенка на обстоятельства его жизни, а с другой стороны, с родителя, который может считать себя плохим воспитателем.