УСЫНОВИЛИ.РУ

Проведение диагностики развития ребенка

Автор - коррекционный психолог Неупокоева О.С.

Проводя диагностику развития, каждый специалист применяет свой набор методик. Для обследования одной психической функции можно использовать различные материалы. Тем не менее, подходы в работе с детьми из замещающих семей схожи. Приведем здесь некоторые из них.

  1. Первым этапом диагностики обязательно должен быть сбор анамнеза развития ребенка.
  2. Специалист должен рассказать ребенку, зачем его привела мама, что предполагается вместе делать и что произойдет потом. Например: "Ты скоро пойдешь в школу, вы с мамой уже начали готовиться, мама обратилась к нам, чтобы узнать, как лучше подготовить тебя к школе. Мы сейчас позанимаемся (поиграем) с этими карточками (обязательно нужно показать диагностический материал ребенку), потом мы покажем маме, как ты все хорошо выполнил и я расскажу ей, какие интересные упражнения вы можете делать дома, чтобы подготовиться к школе".

Все это способствует снижению уровня тревожности ребенка и делает процесс диагностики предсказуемым для ребенка.

  1. В обследовании ребенка, пережившего травму потери кровных родителей, нельзя ориентироваться на «условно-возрастную норму», необходимо сконцентрироваться на определении мозаичности развития, определить, какие психические функции на каком уровне развиты.
  2. Необходимо учитывать, что при неудовлетворительном эмоциональном состоянии ребенка на момент обследования (острый период адаптации в семье, переживание горя, неотработанная психологическая травма), необходимо в первую очередь диагностировать эмоциональное состояние и выстроить дальнейшую терапевтическую работу. И только после прохождения этого этапа начинать работать с познавательной сферой.
  3. Проводить диагностику каждой психической функции, используя материал не на данный возраст ребенка, а начинать с более раннего и только при успешном выполнении продвигаться дальше.
  4. Специалист должен иметь представление, на каком этапе адаптации и формирования привязанности в принимающей семье сейчас находится ребенок. Так результаты диагностики ребенка, находящегося на этапе «вживания», когда все его силы уходят на определение своего места в семейной системе, а уровень тревожности высок, вряд ли будут истинными.
  5. Приемный родитель может присутствовать на диагностике. Для детей с повышенным уровнем тревожности это важно, так как ситуация «ребенок-специалист» может напомнить ему период жизни в учреждении, где достаточно часто проводят различные обследования, и это может дополнительно его стрессировать.
  6. Прояснив мозаику развития ребенка, следует составить индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Упражнения на занятиях по развитию одних психических функций могут быть на шесть лет, а по другим – на три года.

По результатам проведения диагностики, когда мы воссоздали картину мозаичности развития психических процессов, следующим логическим этапом будет разработка коррекционно-развивающей программы и организация развивающей среды.