УСЫНОВИЛИ.РУ

Как обучать и развивать ребенка с нарушениями интеллекта

Обучение ребёнка, имеющего интеллектуальное недоразвитие, складывается из двух частей, каждая из которых крайне важна: коррекционной работы специалистов и ежедневной развивающей работы родителей.

Очень важным для принимающей семьи является выбор специалистов (коррекционных педагогов, психологов, врачей), которые хорошо представляют особенности развития детей, какое-то время воспитывавшихся в сиротских учреждениях, имеют опыт работы с такими детьми, готовы адекватно взаимодействовать и сотрудничать с принимающими родителями, сопровождать ребёнка и семью в процессе адаптации, обучения и социализации детей.

Обладая некоторыми знаниями об особенностях развития и обучения детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие, взрослые могут создать дома обстановку, которая будет способствовать закреплению полученных знаний, представлений и навыков, развитию высших психических функций ребёнка. 

1. Накапливаем опыт, формируем целостную картину мира

Дети с нарушением интеллекта развиваются по тем же законам, что и обычные дети, но в своём, несколько (а иногда и существенно) замедленном темпе. Формирование знаний, умений и навыков идёт через накопление базы ощущений, представлений и понятий об окружающем мире. Важно понимать, что такой опыт (сенсорный, эмоциональный, игровой, познавательный) ребёнка, имеющего интеллектуальное недоразвитие и  живущего в сиротском учреждении, беден и ограничен. Система знаний и представлений об окружающем мире неполна и неоднородна, часто дети не имеют чётких представлений о предметах и явлениях, которые для нас очевидны. Поэтому крайне важно дать ребёнку возможность получить необходимый ему опыт исследования окружающего мира: сенсорный (потрогать всё, что хочется и можно потрогать; прислушаться к разным звукам; обратить внимание на запахи и др.), познавательный (обсуждать, изучать, рассматривать, как устроены предметы и механизмы; обращать внимание на явления природы; обсуждать и вместе делать простые домашние дела; вместе читать доступные ребёнку энциклопедии, написанные понятным языком и, возможно, предназначенные для детей более младшего возраста).

Важно: не торопить ребёнка; при объяснении нового опираться на уже изученный и осознанный материал; накапливать сенсорный и познавательный опыт, формировать целостную систему представлений и понятий об окружающем мире.

2. Опираемся на личный опыт ребёнка

Объясняя ребенку что-либо новое, необходимо обязательно опираться на его личный опыт. Использовать только описания тех предметов и понятий, с которыми ребенок уже встречался в жизни, видел их, трогал руками, пользовался. Например, изучая с ребенком овощи и фрукты, не нужно использовать картинку персика, который он никогда в жизни не видел. Или показывать изображения телевизора, кубика и коробки, объясняя, что это квадрат. Важно помнить, что ребенок, проживший большую часть жизни в учреждении, скорее всего, очень многие самые элементарные вещи просто даже и не встречал никогда. Перед тем, как понять и запомнить, что персик – это фрукт, ребенку важно трогать его, ощущать запах и вкус. Точно так же обстоит дело и с квадратом, при изучении которого необходимо сначала потрогать углы телевизора, коробки и пр. Это касается и действий. Хорошо бы, читая ребенку сказку «Колобок», замесить и скатать шар из текста, «оживить» его. Таким образом, мы поможем ребенку через личный опыт сначала понять значение слов, а потом и то, что произошло в сказке, представить героев.

3. Развиваем органы чувств

У ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, важно развивать все органы чувств (особенно это касается детей, проживавших в сиротских учреждениях, в обедненной сенсорной среде). Это поможет ему лучше понять окружающий мир и научиться действовать в нем, т.к. обучение и развитие таких детей должно быть предметным. Помимо описанных выше методик, используемых при обучении детей, когда мы даем им все ощупывать и пробовать, необходимо проводить специальные мероприятия. Можно делать легкий массаж, называя каждую часть тела и рассказывая ее функции, играть в емкостях с крупами, обмазывать руки и ноги глиной или пальчиковыми красками, закапывать их в песке. Таким образом, мы помогаем ребенку формировать образ тела, пробуждать его ощущения, узнавать, какие они бывают и как называются. Для этого мы используем предметы с разной текстурой, температурой, весом и т.д. Известно, что такое «пробуждение» телесных ощущений способствует общему развитию ребенка, сбросу телесного напряжения, установлению эмоционального контакта.

4. Развиваем речь, память, учим планировать свои действия, ориентироваться во времени

Важно проговаривать ваши совместные с ребёнком действия, приучать ребёнка делать это. Таким образом, вы дадите ребёнку возможность действовать более осознанно,  учиться планировать свою деятельность, что особенно важно при формировании новых умений и навыков.

Обязательно спрашивайте ребёнка о том, что он делал в течение дня. Это поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям жизни, укрепить память, закрепить полученные знания и представления.

Для визуализации ежедневных занятий можно использовать предметное или картинное расписание дня. Для каждого значимого занятия подбирается предмет или картинка (можно использовать фотографии ребёнка), которая обозначает этот вид активности (например, ложка, зубная щётка, игрушка, тетрадь). В начале дня предметы или изображения вывешиваются на специальном планшете (выкладываются в специальный ящик с ячейками) в том порядке, в каком вы планируете выполнять соответствующие дела. Вместе с ребёнком вы просматриваете и проговариваете расписание дня. В течение дня, по мере выполнения задач, можно убирать с планшета картинки, соответствующие выполненным делам. Такая методика особенно нужна детям с выраженным недоразвитием устной речи, но может помочь научиться планировать свои действия и  лучше ориентироваться во времени практически любому ребёнку с лёгким, умеренным, а иногда и тяжелым недоразвитием познавательного развития.

Важно: проговаривать все действия, учить ориентироваться в цепочке действий.

5. Используем обычные (рутинные) ситуации для закрепления знаний и навыков

Для ребёнка, имеющего интеллектуальные нарушения, особенно важно многократное повторение изучаемого материала. Это можно делать не только в условиях класса или учебной группы, но и в обычных бытовых ситуациях в течение дня (особую ценность таким занятиям придаёт то, что в них ребёнок может на практике применить изучаемые знания и навыки).

Например, массу учебных тем можно закрепить и применить на практике во время обычного визита в большой магазин: потрогать и обсудить фрукты и овощи, вспомнить, чем они отличаются друг от друга, где растут и для чего используются; повторить обобщения и группы предметов (одежда, обувь, продукты), представления о форме и цвете предметов, закрепить навыки устного счёта и многое другое.    

Информация, полученная ребёнком во время ваших совместных прогулок, поездок и экскурсий, будет намного лучше усвоена ребёнком, если вы неоднократно проговорите и вспомните с ним, куда и когда вы ездили, что там видели, что было особенно интересно, вместе посмотрите сделанные вами фотографии и фильмы, попросите ребёнка рассказать о том, что он видел.

Важно: многократно повторять и закреплять знания и умения, создавать ситуации практического использования знаний и навыков.

6. Методика 4 ступеней

Формируя у ребенка с нарушением интеллекта какой-либо навык, важно соблюдать схему, разработанную специалистами-дефектологами. Это облегчит процесс обучения ребенка. Весь процесс делится на 4 этапа, с предыдущего на следующий нужно переходить только тогда, когда ребенок усвоил информацию. А на протяжении всего процесса важно активно эмоционально поддерживать ребенка. Хвалить даже за небольшой успех, подбадривать, напоминать, как вчера у него это уже получалось выполнить, а значит и сегодня он сможет справиться.

1 этап.  Взрослый показывает, что и как нужно сделать, привлекая внимание ребенка и комментируя каждое свое действие. Важно делать это не спеша, включая в цепочку действий не более 4-5 шагов. Например: «Я включаю воду, беру мыло и намыливаю руки, кладу мыло обратно, споласкиваю руки под водой, выключаю воду».

2 этап. Взрослый проделывает то же самое совместно с ребенком. Необходимо выполнять действие прямо руками ребенка, снова и снова проговаривая каждый шаг. И только, когда ребенок перестает путать последовательность движений, становится уверенней, можно двигаться дальше.

3 этап. Ребенок выполняет самостоятельно после примера взрослого. Например, взрослый моет руки, проговаривая свои действия, а потом предлагает ребенку вымыть руки так же, как это сделал он. Если ребенок сбивается, торопится или робеет, нужно активно поддерживать его словами. Если же у него не получается справиться, то можно просто вернуться на предыдущий этап и показать ребенку, что он может выполнить это, то есть зафиксировать его зону успешности на данный момент.

4 этап. Ребенок выполняет самостоятельно в присутствии взрослого. На этом этапе ребенок учится выполнять действие просто по устной инструкции взрослого.

7. Учим распознавать эмоции

Прежде, чем формировать у ребенка с умственной отсталостью эмпатию, необходимо научить его распознавать эмоции, свои и чужие. Дети, имеющие опыт проживания в учреждении, как правило, имеют задержку развития эмоциональной сферы. Это связано с отсутствием опыта личного общения со значимым взрослым, а также с тем, что никто ребенку не объяснял, что он чувствует, почему и как это называется. По этой причине может создаваться впечатление, что ребенок неадекватно реагирует в разных ситуациях и это напрямую связано с его умственными способностями. А это так только отчасти. Ребенок с умственной отсталостью способен дифференцировать простые эмоции, узнавать их и называть, если его обучить этому. Для этого в обычной повседневной жизни взрослый должен озвучивать свои эмоции и состояние ребенка. Например: «Мне очень радостно/приятно вот так сидеть с тобой и читать книгу», «Я вижу, что тебе грустно от того, что нужно уходить с прогулки» и т.п. Можно использовать зеркало, чтобы ребенок мог рассмотреть выражение своего лица, а взрослый назовет, как это настроение называется, покажет его на своем лице, а потом еще и на картинке. Обучив ребенка понимать и называть простые эмоции, мы сможем потом задавать ему вопросы: почему ты плачешь? Что хорошего произошло, что тебя обрадовало в цирке? И получать на них ответы. А пойдя дальше по этому пути, можно будет обсуждать настроение и поступки героев сказок, мультиков. И, таким образом, формировать у ребенка причинно-следственную связь между событиями и его чувствами.

8. Формируем коммуникативные навыки

Существует ошибочное мнение, что ребенок, живший в учреждении, умеет общаться и играть с другими детьми, так как он постоянно находился в детской группе. Это суждение ошибочно. В учреждениях живут разные дети, с разными коммуникативными навыками и особенностями характера, как и все дети во всем мире. Так что для успешного установления контакта со сверстниками ребенку необходима помощь и поддержка взрослого. И, если обычные дети, пришедшие в семью из учреждения, могут сами перенять модели поведения и то, как действовать в разных ситуациях, то ребенку с интеллектуальной недостаточностью это может быть непросто. Такие дети мало мобильны в своих поведенческих стратегиях. И им нужно помочь расширить арсенал способов общения с детьми и взрослыми. Здесь можно применить способ обучения из 4 шагов, описанный выше. Т.е., взрослый на детской площадке сначала сам знакомится с каким-то ребенком и предлагает ему игру, представляет по имени своего ребенка, сам предлагает детям игру и участвует в ней, если пока детям сложно выстроить прямой контакт.

Нужно дома готовиться к знакомству с детьми, если вы знаете, что скоро пойдете в гости, где будут дети. Для этого мы берем игрушки, моделируем игровую ситуацию и знакомим их. А потом, когда вы уже придете в гости, можно напомнить ребенку, как в игре познакомились мишка с зайкой, и предложить попробовать также. Подобные способы используются и при обучении ребенка решению конфликтов со сверстниками. Вместо того, чтобы объяснять ребенку на словах кто прав, кто виноват и как нужно поступить в следующий раз, нужно сыграть в эту ситуацию, и вместе придумать, как играть дружно. Таким образом, мы сформируем у ребенка ряд конкретных коммуникативных навыков, которыми он сможет пользоваться.

Авторы: Степина Н.А., руководитель Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»); Полякова Е.М., специальный педагог (ГБОУ СКОШ № 705, дошкольное отделение, ГБОУ ДДИ № 15 (г.Москва), РОО «Милосердие»); Неупокоева О.С., коррекционный психолог  Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»).

Источник: детивокруг.рф