УСЫНОВИЛИ.РУ

Динамика развития ребенка с ментальными нарушениями после устройства в семью

Чаще всего у принятого в семью ребенка с интеллектуальной недостаточностью отмечается положительная динамика развития.

Это происходит в условиях, когда родители проявляют эмоциональную вовлеченность, принимают ребенка таким, какой он есть, организуют развивающую среду дома, а также когда в обучении ребенка участвуют квалифицированные специалисты.

Как и любой ребенок, пришедший в новую семью, ребенок с ментальными нарушениями, проживает все этапы адаптации: от «медового времени» до проверки границ семьи.  На первом этапе изменения в состоянии и поведении ребенка могут быть не так заметны, либо он может изо всех сил стараться соответствовать ожиданиям родителей и быть хорошим. Он, так же, как и все дети, сначала будет находиться в сильном стрессе, потому что в его жизни уже было предательство взрослых и снова довериться совсем не просто.  Независимо от интеллектуальных способностей ребенка и степени осознания им своей истории, он так же хочет быть принятым и боится нового отвержения.

Далее, в процессе формирования привязанности, когда ребенок уже сможет довериться новым родителям, у него сформируется представление о семейных правилах, снизится общий уровень тревожности, и появятся силы на то, чтобы обучаться новому и менять старые поведенческие стереотипы.

Изменения можно отметить в разных сферах жизни ребенка. У всех детей, принятых в семью, независимо от диагноза, происходит компенсация дефицита индивидуального внимания значимого взрослого. Появление близкого человека, для которого ребенок становится важен, является стимулом для развития эмоционально-волевой сферы. Ребенок заново учится испытывать большой спектр разных чувств и ощущений. Он обучается адекватно проявлять эмоции и сдерживать себя в зависимости от ситуации. Как правило, дети с ментальными нарушениями очень отзывчивы эмоционально. Они более наивны, инфантильны и доверчивы, чем их сверстники. В связи с этим, их реакции и поведение будут более «детскими».

Они стараются угодить своему значимому взрослому. Так как их сознание буквально, то и чувства свои они выражают буквально – действиями, заботой, в очень простой и понятной манере.

Попадая в семью, ребенок приобретает много дополнительных бытовых навыков. В этом плане проявляется очень значительная динамика. Это обусловлено тем, что мир ребенка становится более разнообразным, по сравнению с тем, к чему он привык в учреждении. Ребенок изучает функции разных предметов, учится выполнять различные операции, становится значительно более самостоятельным. Когда родитель эмоционально включен в ознакомление ребенка с новым для него миром, то это является для него дополнительным мощным стимулом к развитию. Ребенок учится интересоваться, у него появляется познавательный интерес к новому. У детей с особенностями ментального развития один из мотивов совершения действий – это подражание значимому взрослому, поэтому ребенок будет стараться сделать так же, как родитель, чтобы порадовать его.

Полученные новые навыки способствуют социализации ребенка. Теперь он может многое сделать сам, быть более самостоятельным в решении простых бытовых вопросов. Расширяется круг общения, ребенок обучается устанавливать контакты с детьми и взрослыми, в семье и за ее пределами. Дети с особенностями чаще всего очень контактны, они любят общаться и играть. Существует ошибочное мнение, что дети, проживавшие постоянно в детском коллективе в учреждении, умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Однако это далеко не всегда так. Навыки, которые необходимы им для проживания в интернате, очень отличаются от тех, которые нужны для общения на площадке, в детском саду, в гостях, на прогулке по парку и пр. Очень важно уделить время и силы этому моменту. Если помочь ребенку научиться делать правильные шаги во время знакомства, соблюдать правила игры, выражать свои эмоции, то он сможет благополучно включаться в детский коллектив в различных ситуациях.

У ребенка, принятого в семью, появляется возможность обучения по индивидуальному плану, будь то специальное образовательное учреждение или обучение на дому. В этом случае специалистами будет составлена коррекционно-развивающая программа, способствующая развитию психических функций (память, внимание, мышление, речь) ребенка и учитывающая его особенности. Индивидуальный подход к развитию и обучению, как правило, дает хороший результат. При грамотной реабилитации ребенок сможет частично компенсировать недостающие сферы.

В процессе адаптации в семье у ребенка формируется самоидентификация. Часто с детьми в учреждении это не происходит.

Получая индивидуальное внимание, эмоциональный отклик приемного родителя, он начинает ощущать себя отдельным значимым человеком. Ребенок постепенно учится воспринимать себя как мальчика/девочку, сына/дочь, друга, ученика и т.д. Он учится взаимодействовать с окружающими, реагировать на них, исходя из своей роли. И только приобретая весь спектр этих поведенческих и эмоциональных реакций, ребенок может начать взрослеть: уменьшается уровень инфантильности, свойственной людям с интеллектуальной недостаточностью, и начинают формироваться волевые качества.

Автор - коррекционный психолог Неупокоева О.С. 

Источник: детивокруг.рф