УСЫНОВИЛИ.РУ

Как облегчть ребенку и семье период адаптиции

1. Подготовьте ваш дом к приему ребенка.

Так как дети с нарушениями интеллекта хуже воспринимают вербальную информацию, можно воспользоваться яркими наглядными картинками. Прикрепите такие картинки на важные места в доме: на спальню (или кроватку ребенка), на туалет, ванну, столовую.  Картинок не должно быть много, пусть сначала они обозначают наиболее важные бытовые компоненты: где будет спать ребенок, играть, кушать, ходить в туалет и т.д. Когда ребенок освоится в пространстве, картинки можно будет убрать. А в случае необходимости прикрепить другие.

2. Экскурсия по дому

В первый день приезда ребенка в ваш дом нужно провести с ним экскурсию по дому, показывая разные места и рассказывая (или показывая), что где можно делать. Будьте готовы к тому, что вашему ребенку понадобится несколько таких экскурсий. Для того, чтобы запомнить расположение комнат в доме, ребенку с нарушениями интеллекта нужно больше времени. Не надо пугаться этого, надо продолжать показывать и объяснять ребенку назначение комнат, делая это настойчиво, но с положительным настроем. Поощряйте вопросы ребенка на эту тему, сами задавайте вопросы (тем детям, которые в состоянии понять суть вопроса): «Где мы моем ручки?», «Куда мы пойдем кушать?», «Где стоит твоя кроватка?». Даже тем детям, которые не говорят сами, обязательно нужно проговаривать, что где находится и зачем это нужно. Таким образом, закладывается фундамент коммуникации.

3. Метод "Делай, как я"

Чтобы объяснить ребенку правила поведения в вашем доме или закрепить необходимые бытовые навыки, лучше всего использовать метод «Делай, как я». Покажите ребенку, как правильно держать ложку или чистить зубы, как открывать двери шкафчика или залезать на стул. Обязательно скажите при этом: «У нас в доме мы делаем так». Будьте готовы к тому, что ребенок может не иметь элементарных навыков самообслуживания или личной гигиены и/или к тому, что ему понадобится много времени на их освоение. Продолжайте терпеливо обучать и поддерживать ребенка. Для обучения хорошо применять методику 4 ступеней (см. раздел: «Как обучать и развивать ребенка с нарушениями интеллекта»). Хотим заметить, что навыки личной гигиены и самообслуживания формируются почти у всех детей с интеллектуальными нарушениями, кроме детей с тяжелыми степенями умственной отсталости.

4. Используйте невербальные способы коммуникации

Дети с нарушениями интеллекта особенно чувствительны к невербальным способам коммуникации. Взаимодействуя с таким ребенком, нужно более насыщенно демонстрировать свои эмоции. Обязательно хвалите ребенка за любые, малейшие успехи, и доброжелательно утешайте в случае неудач, выражая надежду на дальнейшее улучшение ситуации.

5. Будьте готовы к "госпитализму"

Если вы приняли в семью ребенка из учреждения, будьте готовы к тому, что он принесет с собой привычки и особенности поведения, облегчавшие ему жизнь без семьи. К наиболее распространенным особенностям относятся: раскачивание (часто перед сном, в минуты стресса или усталости), чрезмерное употребление пищи, припрятывание пищи (иногда под матрас), крик или визг без видимой причины, мастурбация и др. Надо отметить, что такие явления присутствуют в поведении почти всех детей, проживших значительную часть жизни в учреждениях (так называемый госпитализм), и не служат подтверждением или симптомами диагноза. В спокойной принимающей семейной среде большинство явлений проходит достаточно быстро, хотя бывает, что какая-то привычка остается на длительное время.

6. Четкий ритм жизни

Для детей с нарушением интеллекта особенно важен понятный, чёткий ритм жизни. Проговаривайте с ребёнком то, что вы собираетесь делать в течение дня (возможно, с опорой на предметное или картинное расписание дня, то, что вы собираетесь делать в ближайшее время, озвучивайте то, что вы уже сделали (например, «мы поиграли в конструктор, сейчас мы будем пить чай, а потом пойдём гулять»).

Источник: детивокруг.рф

Авторы: Степина Н.А., руководитель Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»); Полякова Е.М., специальный педагог (ГБОУ СКОШ № 705, дошкольное отделение, ГБОУ ДДИ № 15 (г.Москва), РОО «Милосердие»); Неупокоева О.С., коррекционный психолог  Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»).