УСЫНОВИЛИ.РУ

Как строить отношения с кровными родителями приемного ребенка?

Как строить отношения с кровными родителями приемного ребенка?

Можно ли ребенку начать жизнь в этой семье с чистого листа? Нужно ли ему рассказывать о его кровных родственниках? Как относиться к встречам с ними? О таких непростых вопросах шла речь на XI региональной конференции приемных родителей "Приемная семья: достижения и перспективы развития", организованной Благотворительным фондом имени Елены и Геннадия Тимченко и Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.

На конференцию, прошедшую в Колтушской школе имени И.П.Павлова, приехали порядка 300 представителей из 25 регионов России. Как заметила руководитель программы "Семья и дети" БФ имени Елены и Геннадия Тимченко Эльвира Гарифулина, в рамках форума не случайно была затронута тема взаимоотношений кровных и приемных родителей. 

В последнее время приемных и опекунских семей становится больше. Наряду с вопросами содержания, ухода и воспитания детей, а также защиты имущественных и иных прав, этим семьям необходима поддержка в выстраивании линии поведения с кровными родственниками. 

По словам Эльвиры Гарифулиной, кровная семья так или иначе присутствует в жизни приемного и усыновленного ребенка. Поэтому в отношениях с кровной семьей нужно искать ресурс, а не классифицировать их как абсолютное зло. Перед началом панельной дискуссии, тема которой так и звучала "Место кровной семьи в жизни приемного ребенка", был продемонстрирован документальный фильм "Дитя двух семей", где на живом примере можно было проследить трудный и долгий путь выстраивания отношений приемной и кровной мамы мальчика. Но по ребенку, не произнесшему в объектив камеры ни одного слова, было видно, как важны и нужны ему встречи с биологической мамой и как хорошо и тепло он относится к приемной маме.

История, рассказанная в фильме, тронула сердца всех участников конференции, и многие согласились с тем, что если есть возможность рассказать о том, где ребенок жил раньше, кем были его родители, то это нужно делать. Даже законодательные нормы допускают доступность информации для приемного ребенка о биологической семье, классифицируя это как действия в интересах ребенка. Однако те, кто имеет опыт воспитания приемных детей, сразу же подняли вопрос о том, что формулировка "интересы ребенка" довольно расплывчата. На какой территории должны встречаться родственники, сколько раз в месяц, в год? Законом это не регламентировано, но, может, это не так уж и плохо. 

Как заметила консультант Института развития семейного устройства (Москва) Дина Магнат, жесткая регламентация это довольно опасный момент. В человеческих отношениях невозможно все предусмотреть и все прописать. В то же время, по рассказам приемных родителей, формулировка "интересы ребенка" часто ставит приемных и кровных родителей на линию огня, поскольку первые должны выступать инициаторами лишения родительских прав и последующей выплаты алиментов биологическими родителями. 

Защитить в этой ситуации приемных родителей практически невозможно. После судебных процедур они получают в свой адрес угрозы как от кровных родителей, так и от их сожителей, родственников и т. д. Бывают даже случаи, когда кровные родители, лишенные родительских прав, клянутся убить ребенка, чтобы не платить ему алименты!

Также явное противоречие наблюдается в том случае, если приемным родителям рекомендуют восстанавливать связи с кровными родителями. Как они будут это делать, если являлись инициаторами лишения родительских прав?

Отдельного разговора, по мнению многих приемных родителей, заслуживают вопросы доверия к органам сопровождения приемных семей и вопросы безопасности среды приемного ребенка. Увы, немало приемных родителей сталкивались с ситуацией, когда рассказывали о своих проблемах специалистам органов опеки и попечительства, а затем эти проблемы обсуждались всем микрорайоном. Кроме того, были вопиющие случаи, когда приемным родителям говорили прямым текстом: "Вы знали, на что шли, поэтому не жалуйтесь".

Зачастую то, что приемная семья и приемный ребенок имеют свои специфические особенности, не понимают в медицинских и образовательных организациях. Как пояснила доцент кафедры социологии политических и социальных процессов Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Безрукова, фиксируются случаи жестокого обращения учителей с такими детьми. Многие приемные дети не справляются с программой, поскольку имеют различные нарушения в развитии. Приемные родители, как правило, не раскрывают тайну приема ребенка в семью, хотя есть прецеденты, когда педагоги, даже зная, что ребенок неродной, все равно относились к нему далеко не педагогически. Радует, что все-таки такие случаи немассовые и большинство приемных родителей стараются водить ребенка к репетиторам или занимаются с ним сами, чтобы нагнать программу. Хотя многое в вопросах создания для приемного ребенка безопасных условий опять же зависит от типа приемных родителей. 

Как показало исследование "Потенциал успешного родительства в приемных семьях", проведенное Ольгой Безруковой и ее коллегой доцентом кафедры теории и практики социальной работы СПбГУ Валентиной Самойловой, есть несколько типов приемных родителей: компетентные, пластичные, жесткие и уставшие. Понятно, что наибольшие трудности возникают в семьях, где есть представители последних двух типов. Например, особенностью жестких родителей является нечувствительность к потребностям других людей из-за преувеличенной убежденности в своей правоте. 

Уставшие родители отличаются выраженными признаками синдрома эмоционального выгорания состоянием эмоционального опустошения, усталости, нервного напряжения, постоянного преодоления себя. Эти родители часто испытывают сожаление о "спокойной жизни" до принятия ребенка в семью. Жесткие и уставшие родители в модели взаимодействия с детьми скорее реализуют свои потребности и ожидания об "удобном" ребенке. У них складывается образ успешного ребенка, им хочется, чтобы он учился хорошо, как они в свое время. А ребенок не может этого, у него проблемы со здоровьем, он прошел через определенные трудности, он явно не будет учиться больше чем на тройку, и нежелание принимать такого ребенка, ожидание отличных оценок, давление на ребенка и неприятие требований учителя все это часто порождает клубок противоречивых проблем.

Что касается школы, то, на взгляд психологов и самих приемных родителей, главная трудность заключается в том, что учителя часто не готовы к пониманию того, что такое приемный ребенок и через что он прошел. Этот ребенок мог родиться в семье, где было насилие, он мог голодать, пережить психическую травму и т. д. Такого ребенка нельзя душить двойками, нельзя сравнивать с отличниками, нужно исходить из его возможностей. Знаниям в этой области необходимо обучать студентов педагогических колледжей и вузов, также для уже работающих педагогов должна быть служба сопровождения, которая помогала бы понять особенности взаимодействия с приемными детьми и родителями. Справедливости ради нужно отметить, что, принимая участие в панельной дискуссии, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов подчеркнул, что в образовательной организации отношение к любому ребенку, независимо от его социального статуса, должно быть позитивным. По сути, каждый педагог должен быть психологом. Но, конечно, служба сопровождения, какая, к примеру, создана в Ленинградской области, это непременная часть образовательного процесса. Психологи, социальные педагоги, руководители методических служб, руководители образовательных организаций должны чутко реагировать на возникающие проблемы и оперативно и конструктивно их решать.

Также на конференции прозвучало предложение о создании в Ленинградской области общественного совета по делам приемных детей. Работа такой общественной организации может способствовать гармонизации взаимоотношений внутри уже сложившихся семей, а также популяризовать институт опекунства.

Статистика

В Ленинградской области в 807 приемных семьях воспитываются 1218 приемных детей. Большинство детей в приемных семьях это дети школьного возраста, причем учащиеся старших классов, к которым нужен особый подход в связи с их возрастными особенностями.

Постоянно сокращается число детей, передаваемых на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего на учете состоят 670 детей, которые нуждаются в устройстве в семью. Эта цифра с начала текущего года снизилась на 7,5%. В региональном банке данных Ленинградской области состоит 320 граждан, желающих принять детей на воспитание в семью. Специальное обучение с начала 2018 года прошли 492 человека.


Источник: Учительская газета
Фото из фотобанка