УСЫНОВИЛИ.РУ

«Ах, если б снова все начать!» Ошибки приемных родителей. Часть 6. Про то, как стать для ребенка значимым взрослым

«Ах, если б снова все начать!» Ошибки приемных родителей. Часть 6. Про то, как стать для ребенка значимым взрослым Мы продолжаем еженедельный цикл статей психолога фонда «Измени одну жизнь», приемной многодетной мамы Елены Мачинской о самых распространенных ошибках приемных родителей. В детском доме дети привыкают получать внимание не от одного-двух взрослых, а от каждого приходящего: от няни, воспитателей, волонтеров, спонсоров, медсестер. В приемной семье ребенок по наработанному сценарию продолжает воспринимать маму и папу только как очередных людей, которые скоро исчезнут из его жизни. Мы попросили замещающих родителей рассказать, как они стали самыми важными взрослыми для своих приемных детей, что у них сначала не получалось, в чем они были не правы?

Анастасия З.: «Теперь я бы не взяла ребенка, заранее не проведя работу со всеми людьми, вхожими в дом. Надо было бы сначала каждому провести мини-курс ШПР (Школа приемных родителей) по конкретно этому ребенку. Объяснить заранее все правила. И, самое главное, дать понять, что любое твое слово — это закон.

Очень легко быть классной бабушкой/тетей полтора часа в неделю. В приходящих людях заранее гораздо больше ресурса. Во-первых, они пришли поиграть, во-вторых они знают, что через час можно встать и уйти. А первые 6 месяцев — это золотое время завоевывания авторитета. И если вы не в одной команде, то приходится постоянно быть на чеку.

Я со своими ругалась страшно. Мне было плевать, что они все перестанут даже звонить, главное было — чтобы никто не перетянул одеяло на себя. И вот пока мы не дошли до того, что у меня спрашивали разрешения при ребенке абсолютно на все, что касалось ребенка, я не успокаивалась. «Уля, надо у мамы спросить», — фраза, которая решила множество вопросов и помогла избежать множества проблем. Когда каждый взрослый, приходящий в дом, дает понять твоему ребенку, что он ему, грубо говоря, никто, а вот — твоя мама, она главный взрослый, ребенок это гораздо легче принимает. У него не возникает никаких сомнений по этому поводу.

Кстати, просто как совет. Моей бабушке понять, что было в детдоме, и почему я забрала Ульяну, очень помогла книга Анны Клепиковой «Наверно я дурак».

Мария Ж.: «Да! Убивать на месте чужих людей, которые манят ребенка к себе конфеткой или еще чем, тянут к нему руки, ласкают».

ЕМ.: «Ну, это же не ошибка приемного родителя, что они тянут руки. Что можно было бы сделать, и как, по-вашему, это вредило вам и ребенку?»

Мария Ж.: «Держать ребенка крепко за руку, за капюшон (пришивала), за шарфик. Вред — как у щенка, который кидается ко всем. Добор внимания количеством, вместо качества».

Валентина Т.: «А я просто к таким вещам оказалась не готова. Разобралась, конечно, но не сразу научилась правильно реагировать. Этот момент тоже хорошо бы освещать в ШПР».

Оксана К.: «Мы взяли двух сохранных малышей. Первое время надо побыть с ними наедине, чтобы они привыкли к маме и папе. А я и на ручки подруге давала подержать пупсиков, они же няшечки, их потискать же хочется)) А дети были в растерянности, видно по взгляду и поведению было, но я это расценивала, как их смущение».

Семейка Ш.: «Не позволила бы одной из дочерей общаться с людьми, которые ее знали до меня. Это очень мешало формированию привязанности».

Елена Мачинская, психолог, приемная мама:

«В детском доме дети привыкают получать внимание не от одного-двух взрослых, как это бывает обычно в семье, а от каждого приходящего: от няни, воспитателей, которые постоянно сменяются, волонтеров, спонсоров, медсестер. Это целый калейдоскоп людей. Задача ребенка «урвать» от каждого маленькую толику любви и внимания.

Помимо прочего, дети за несколько лет нахождения в системе меняют не одно учреждение. Например, из семьи ребенок попадает в больницу, из больницы — в приют, из приюта — в дом малютки, из дома малютки в 3 года — перевод в детский дом, потом какая-то оптимизация, и ребенка переводят еще куда-то и еще куда-то. Просто бесконечно сменяющаяся череда лиц.

В таких условиях у ребенка просто нет возможности получить опыт построения длительных отношений. Поэтому, попав в приемную семью, ребенок по наработанному сценарию продолжает воспринимать маму и папу только как очередных людей, которые скоро исчезнут из его жизни.

Он не привязывается к ним, не принимает правила семьи (зачем их вообще запоминать, если через неделю придут другие взрослые с новыми «дурацкими правилами»), липнет к чужим людям, по привычке пытаясь «добрать» внимание.

Вот почему опытные приемные родители в первое время советуют подпускать к ребенку как можно меньше «жалельщиков» и как можно четче и последовательнее давать ребенку понять, «кто тут вожак».

Иллюстрация — Стас Чужак.

Автор: измени одну жизнь