УСЫНОВИЛИ.РУ

Консультация медицинского партнёра проекта
Сеть клиник и медицинских центров Медси

Медицинские вопросы

1. Какие существуют группы здоровья?

Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ  в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья

1 группа – это  здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.

2 группа – к ней относятся практически здоровые дети, у которых нет хронических  заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес). В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.

3 группа здоровья – к ней относятся  дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии. К этой группе относят детей  с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).

4 группа здоровья — это дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или и стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии. К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

5 группа здоровья – к ней  относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями,  с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии. А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

2. Кто и как определяет группу здоровья?

В реальной практике  группу здоровья  определяет  участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.

В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья

В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и  до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.

3. Всегда ли поставленная группа здоровья реально отражает состояние здоровья ребенка?

В данном отношении, есть несколько возможных вариантов развития ситуации, в которой происходила постановка диагноза:

  1. В детском доме работает хороший врач, и диспансеризация проводится не формально. То есть, то, что написано в истории болезни воспитанника – правда. Это значит, что группа здоровья с большой долей вероятности выставлена правильно.
  2. В детском доме вообще нет врача, или он выполняет свои обязанности формально, и/или диспансеризация проведена тоже формально. Тогда здесь возможны такие варианты. Первый: гипердиагностика. Выставляется тот диагноз, которого нет. И от этого группа здоровья определена как более тяжелая. Второй: гиподиагностика. При этом варианте группа здоровья стоит, к примеру, вторая. А в реальности ребенок требует углубленного обследования и лечения.
  3. Выставлена правильная группа здоровья, например, третья. Но попав в домашнюю обстановку, ребенок «самоизлечивается». И через год-два его группа здоровья первая или вторая.
  4. Любой потенциальный приемный родитель должен отдавать себе отчет, что взяв даже здорового ребенка с 1 группой здоровья, это не дает гарантии, что с течением времени у ребенка не появится какое-либо заболевание, в том числе тяжелое и инвалидизирующее. И причина появления заболевания будет не в том, что врач сиротского учреждения работал плохо. Просто произошло стечение обстоятельств, наличие генетических предрасположенностей и т.д.

4. Что означает диагноз задержка психического развития (ЗПР)?

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

5. Какие сущуствуют причины и виды ЗПР?

Строго научно, ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития, когда память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Причины ЗПР можно разделить на две большие группы: биологического характера и социально-психологического характера.

К первой группе причин относят патологии беременности, недоношенность ребенка, родовые травмы, различные соматические заболевания, постнатальные (на первом году жизни) травмы и заболевания, алкоголизм и наркоманию родителей. То есть, за исключением последних двух случаев, ребенок с ЗПР вполне может появиться на свет и у абсолютно здоровых, благополучных родителей.

Вторая группа причин – психогенные, обусловленные социальными условиями. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом, неблагоприятные условия воспитания и жизни ребенка в семье. В таком же положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни, а также дети, пережившие психотравмирующие ситуации.

ЗПР принято делить еще и по типам:

1. ЗПР конституционального происхождения. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме – это такой комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который отражается на учебной деятельности ребенка и его адаптационных способностях к новой ситуации. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы: повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. Ребенок тяжело приспосабливается к новым для него условиям, к школьному возрасту у него на первом плане все еще стоят игровые интересы. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, усваивать школьную программу, подчиняться общей дисциплине, либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, творчески мыслить, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

2. ЗПР соматогенного происхождения. К этой группе относятся ослабленные, часто болеющие дети. В этом случае задержка психического развития может сформироваться в результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития (например, порока сердца). Это объясняется тем, что на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания – все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики. Такие дети чувствуют неуверенность в собственных силах, боятся окружающего мира, легко теряются в непривычных условиях.

3. ЗПР психогенного происхождения. Основная роль здесь отводится социальной ситуации развития малыша: неблагополучные семьи, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. А если ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности, следствием будет отсутствие представлений о моральных нормах, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки. У таких детей отсутствуют чувство ответственности и долга, они не умеют ограничивать свои желания и зачастую проявляют излишнюю эмоциональность.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Прогноз дальнейшего развития для таких детей по сравнению с предыдущими тремя типами, как правило, наименее благоприятен. Как следует из названия, дети страдают поражением головного мозга, от размера и времени которого зависит степень задержки психического развития. Дети с подобными задержками могут иметь совершенно разные симптомы.

6. Можно ли проводить профилактику ЗПР?

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

Таким образом, на первое место выходит профилактика ЗПР. Рекомендации по этому поводу, ничуть не отличаются от тех, которые можно дать любым молодым родителям: это в первую очередь создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, перечисленных выше, и конечно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Сегодня, как правило, все дети после 1 месяца отправляются на обследование к этому специалисту. Многие получают направление прямо из роддома. Даже если и беременность, и роды прошли идеально, ваш малыш прекрасно себя чувствует, и нет ни малейшего повода для беспокойства - не поленитесь и посетите врача.

Специалист, проверив наличие или отсутствие различных рефлексов, которые, как известно, сопровождают ребенка на протяжении всего периода новорожденности и младенчества, сможет объективно оценить развитие малыша. Также врач проверит зрение и слух, отметит особенности взаимодействия со взрослыми. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии - ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга.

Зная возрастные показатели нормы, Вы и сами сможете следить за психомоторным развитием крохи. Сегодня в Интернете и различных печатных изданиях можно найти множество описаний и таблиц, где подробно показано, что должен уметь малыш в том или ином возрасте, начиная с первых дней жизни. Там же можно найти перечень особенностей поведения, которые должны насторожить молодых родителей. Обязательно ознакомьтесь с этой информацией, и если появились хоть малейшие подозрения - немедленно отправляйтесь на прием к врачу.

Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным прописать лекарства, не стоит пренебрегать его рекомендациями. А если сомнения не дают покоя, или врач не внушает доверия, покажите ребенка другому, третьему специалисту, задавайте волнующие вас вопросы, постарайтесь найти максимальное количество информации.

Если вас смущает лекарство, выписанное доктором, не стесняйтесь расспросить о нем поподробнее, пусть врач расскажет, как оно действует, какие вещества входят в его состав, почему именно оно необходимо вашему ребенку. Ведь под час под угрожающе звучащими названиями скрываются относительно "безобидные" препараты, выполняющие роль своего рода витаминов для мозга.

Конечно, многие врачи неохотно делятся подобными сведениями, не без основания считая, что нет необходимости посвящать в чисто профессиональные дела людей, не имеющих отношения к медицине. Но попытка - не пытка. Если же не удалось побеседовать со специалистом, постарайтесь найти людей, столкнувшихся с аналогичными проблемами. Здесь на помощь опять же придет Интернет и соответствующая литература. Но, конечно, не стоит принимать на веру все высказывания родителей с Интернет-форумов, ведь большинство из них не имеют медицинского образования, а лишь делятся своим личным опытом и наблюдениями. Эффективнее будет воспользоваться услугами online-консультанта, который сможет дать квалифицированные рекомендации.

Помимо посещения врачебных кабинетов, можно выделить несколько моментов, касающихся взаимодействия родителей с детьми, которые также являются необходимыми для нормального и полноценного развития ребенка. Составляющие общения с малышом знакомы каждой заботливой маме и настолько просты, что мы даже не задумываемся об их колоссальном влиянии на растущий организм. Это телесно-эмоциональный контакт с малышом. Телесный контакт подразумевает под собой любое прикосновение к ребенку, объятия, поцелуй, поглаживание по голове. Так как в первые месяцы после рождения у малыша очень сильно развита тактильная чувствительность, телесный контакт помогает ему ориентироваться в новой для него обстановке, чувствовать себя более уверенно и спокойно. Малыша обязательно нужно брать на руки, ласкать его, гладить не только по головке, но и по всему телу. Прикосновение нежных родительских рук к коже малыша позволит ему сформировать правильный образ своего тела, адекватно воспринимать пространство вокруг себя.

Особое место отводится контакту глаз, который является основным и самым эффективным способом передачи чувств. В особенности, конечно, это касается младенцев, которым пока недоступны иные средства общения и выражения эмоций. Добрый взгляд снижает тревожность у малыша, действует на него успокаивающе, придает чувство защищенности. И, конечно, очень важно все свое внимание уделять малышу. Некоторые полагают, что, потакая капризам младенца, вы тем самым балуете его. Это, конечно же, не так. Ведь маленький человечек настолько неуверенно чувствует себя в совершенно незнакомой ему обстановке, что ему постоянно требуется подтверждение того, что он не одинок, он кому-то нужен. Если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно скажется впоследствии.

Стоит ли говорить, что малыш с теми или иными нарушениями в развитии нуждается в тепле маминых рук, ее ласковом голосе, доброте, любви, внимании и понимании в тысячу раз больше своих здоровых сверстников.

7. Что такое фетальный алкогольный синдром (ФАС)?

Фетальный алкогольный синдром – это отклонения в психофизическом развитии ребёнка, причиной которых является употребление женщиной алкоголя до и во время беременности, – объясняет Оксана Чернуха, семейный психолог, детский психоаналитик, ведущий сотрудник центра профессиональной психологии и коучинга «Верт», член Профессиональной психотерапевтической лиги, а также мама четверых детей. – Это нарушение не проходит с возрастом и является причиной нарушения умственного развития. Дети с такими особенностями отстают в весе и росте, могут иметь проблемы со зрением и слухом, заикания и тики. Характерны также проблемы с памятью и вниманием, сложности в усвоении учебного материала, повышенная возбудимость и раздражительность.

По наблюдениям экспертов, дети с фетальным алкогольным синдромом могут иметь и лицевые аномалии, в частности:

  • широкое лицо и узкие глаза;
  • короткий нос;
  • «заячья губа»;
  • тонкие губы;
  • разглаженная складка между носом и верхней губой.

8. Как помочь ребенку с ФАС?

«Необходима комплексная работа психотерапевта, логопеда, наблюдения невролога, массаж, физиотерапия, – советует Оксана Чернуха. – Если вы решили взять ребёнка с фетальным алкогольным синдромом из детского дома, будьте готовы к тому, что в период адаптации вам будет гораздо тяжелее, чем вы можете предположить. Если это вас не пугает, то наберитесь терпения. Главное – это помочь такому ребёнку найти себя в этом мире».

Психологи рекомендуют никогда не сравнивать ребенка с ФАС с другими детьми. «Детям с фетальным алкогольным синдромом очень полезно заниматься гимнастикой и плаванием (этому, кстати, способствует их малый вес и рост). Но будьте готовы к частой смене их настроения, а также к тому, что не сразу все будет получаться. Для обучения таких детей имеются специализированные школы, но если вы не хотите отдавать туда ребёнка, то можно заниматься с ним и дома (перейти на домашнее обучение). В этом случае не исключено, что  процесс обучения пойдет медленно, и вам понадобится много сил – и ребенку, и маме», –констатирует Оксана Чернуха.

И все же фетальный алкогольный синдром – это не приговор. На форумах приемных родителей описано немало историй, когда дети с явными признаками ФАС, попав в семью и получив достаточное количество внимания и заботы, нормально развиваются и удовлетворительно учатся в обычных образовательных учреждениях.

Вопросы и ответы подготовлены по материалам сайта благотворительного фонда "Измени одну жизнь".